Этот сайт - часть системы сайтов для начинающих веб-мастеров
|
ЧАСТЬ IV.
Пишем
серверные программы
Введение
в серверное программирование
Что? Какое
еще серверное программирование? Что это за беда? И зачем она нам нужна?
Мы, вроде
бы, научились создавать Web-страницы в среде Dreamweaver. Мы даже научились
создавать с его помощью целые Web-сайты и публиковать их на Web-сервере. Мы
изучили две разновидности дизайна страниц: фреймовый, когда сайты строятся на
основе наборов фреймов, и табличный, когда содержимое страницы помещается в
большую сложную таблицу. Мы познакомились с таблицами стилей, метатегами и серверными
директивами. И, наконец, узнали о Web-программировании и Web-сценариях, позволяющих
добавить "жизни" нашим статичным страничкам. Что же еще надо для счастья?
Да, изученного
ранее нам вполне хватит, чтобы создавать вполне приличные сайты. Многие Web-дизайнеры
на этом и останавливаются. Но ведь мы хотим большего, не так ли?
Так давайте
же сделаем следующий шаг — перейдем от страниц, хранящихся в файлах на сервере,
к страницам, генерируемым специальными программами. Как раз написанием таких
программ и занимается серверное программирование.
Но давайте
по порядку. И начнем мы с того, что выясним, зачем нужны эти серверные программы.
Что
такое серверное программирование
Действительно,
что это такое и с чем его едят?
Зачем
нужны серверные программы
Вы когда-нибудь
посещали интернет-магазин? Например, популярнейший "Озон" (http://www.ozon.ru).
Помните, как там выполняется заказ товара?
Если не помните
или вообще не знаете, что такое интернет-магазин, давайте вспомним (или узнаем).
Вы заходите
на Web-страничку, описывающую нужный вам товар. После долгих мук совести вы
все-таки решаетесь на покупку и щелкаете на кнопке Купить. После этого
вы получаете несколько Web-страниц, где можете задать свой адрес, способы оплаты
и доставки товара и, наконец, подтвердить покупку. Все это вы делаете, щелкая
соответствующие кнопки и вводя данные в соответствующие поля ввода, расположенные
прямо на страницах.
Что происходит
при этом? Как обрабатываются введенные вами данные? Неужели самим Web-обозревателем?
Отнюдь. Эти
данные обрабатываются на Web-сервере.
Интернет-магазин
— просто один из примеров, пришедших в голову автору, являющемуся поклонником
и постоянным клиентом вышеупомянутого "Озона". Точно так же работают
серверы электронной почты, основанной на Web, поисковые машины, электронные
доски объявлений, форумы, вообще, любые Web-сайты, принимающие от посетителя
какие-то данные и обрабатывающие их. Во всех этих случаях Web-обозреватель принимает
от посетителя данные и отправляет их Web-серверу, который обрабатывает их и
выдает результат обработки в виде автоматически сформированной Web-страницы.
Как это происходит
на деле? Сейчас мы это выясним. И первым делом ответим на вопрос...
Как
Web-сервер обрабатывает данные пользователя
Итак, каким
же образом программа Web-сервера обрабатывает данные, отправленные ей пользователем?
Да никак.
Web-сервер не приспособлен их обрабатывать. Его задача: прием от Web-обозревателя
запроса на файлы (Web-страницы, таблицы стилей, графические изображения, фильмы,
звуки, архивы, исполняемые файлы и т. п.), поиск этих самых файлов на жестких
дисках серверного компьютера и отправка найденных файлов назад Web-обозревателю.
Это его основная задача. Конечно, некоторые особо мощные серверы могут выполнять
дополнительные действия над отправляемыми файлами перед собственно их отправкой
(в частности, выполнять серверные директивы). Есть и программы-"многостаночники",
выполняющие функции не только Web-сервера, но и сервера FTP, почты, новостей
UseNet и бог знает чего еще. Но основная функция: простая выдача файлов по требованиям
клиентов -и не более того.
Секрет в том,
что данные посетителя обрабатываются не самим Web-сервером. Для этого применяются
специальные программы, работающие вместе с Web-сервером на том же серверном
компьютере. Они называются серверными программами, не имеют интерфейса
пользователя и "общаются" только с Web-сервером, принимают от него
введенные пользователем данные и возвращают ему результат. Этим они коренным
образом отличаются от клиентских программ, работающих непосредственно с пользователем.
(К клиентским программам относится, в частности, ваш любимый Web-обозреватель.)
Из этого следует,
что Web-сервер умеет-таки принять данные от пользователя. Да, это входит в его
основную задачу: принять данные и перенаправить их серверной программе. В свою
очередь серверная программа их обработает и вернет Web-серверу результат.
Вот тут-то
и начинается самое интересное. Дело в том, что результат, возвращаемый серверной
программой Web-серверу, — это не что иное, как обычный HTML-код! Фактически
серверная программа возвращает готовую Web-страницу, сформированную на основе
данных, введенных посетителем. Такая страница называется динамической, в
отличие от статических страниц, написанных Web-дизайнером и сохраненных
в файлах на дисках серверного компьютера. А уж эту динамическую страницу Web-сервер
и направляет клиенту в качестве ответа на введенные данные.
Серверные
программы делятся на следующие четыре вида.
Теперь рассмотрим
все это разнообразие подробнее.
CGI-программы
представляют собой обычные исполняемые файлы, написанные на любом языке программирования
и откомпилированные в машинный
код процессора. Они не имеют интерфейса пользователя (как и все серверные программы),
а работают с Web-сервером, получают от него входные данные и ему же пересылают
результаты своей работы. Запускаются они самим Web-сервером, когда в них возникает
нужда (когда необходимо обработать полученные от пользователя данные), и работают
под управлением операционной системы серверного компьютера. При этом, если Web-серверу
поступает одновременно несколько запросов на обработку данных от пользователей,
он запускает соответствующее количество копий CGI-программы.
К достоинствам
CGI-программ можно отнести легкость создания (многие среды разработки программ
поддерживают создание таких приложений, в частности популярнейший Borland Delphi,
начиная с версии 3) и простоту отладки. Также, поскольку CGI-приложения представляют
собой независимые программы, они выполняются отдельно от Web-сервера (как говорят
программисты и системные администраторы, выполняются в другом адресном пространстве).
Это значит, что при сбое в CGI-программе завершается только она — сам Web-сервер
остается "на плаву". А недостаток у CGI-программ всего один: большой
расход системных ресурсов, поскольку для обработки каждого набора данных запускается
отдельная копия серверной программы. И если Web-серверу поступит слишком много
запросов на обработку данных, серверный компьютер может и зависнуть.
Расширения
Web-сервера — более новая разновидность серверных программ. Они представляют
собой обычные библиотеки DLL, в которых реализована вся логика серверной программы.
Такие библиотеки как бы встраиваются в программу Web-сервера и работают как
ее неотъемлемая часть. Поскольку библиотеки DLL работают только в среде Windows,
для того чтобы создавать расширения в иных операционных системах, были придуманы
и другие форматы. В частности, модули расширения сервера Apache не являются
библиотеками DLL,
Именно в виде
библиотек DLL создаются расширения Web-серверов Internet Information Server
фирмы Microsoft и Netscape Web Server фирмы Netscape. В первом случае расширения
имеют формат ISAPI (Internet Server Application Programming Interface
— интерфейс программирования приложений интернет-сервера), а во втором — NSAPI
(Netscape Server Application Programming Interface — интерфейс программирования
приложений сервер^ Netscape). Формат модулей расширения Apache так и называется
— модули Apache.
Достоинство у расширений Web-сервера одно: бережный расход системных ресурсов. Дело в том, что для обработки всех наборов данных пользователя запускается всего один экземпляр расширения, который отнимает существенно меньше ресурсов, чем уйма запущенных CGI-программ. Однако расширения труднее создавать и отлаживать, к тому же они не так безопасны.
Как CGI-программы.
Поскольку они работают как часть Web-сервера, любая ошибка в расширении приведет
к зависанию сервера.
Оба описанных
выше вида серверных программ обладают одним огромным недостатком. Прежде чем
они смогут работать, они должны быть написаны на языке программирования и откомпилированы
в машинные коды процессора, что отнимает много времени, особенно при отладке.
Конечно, откомпилированные программы работают быстрее интерпретируемых, т. е.
тех, где каждая инструкция читается, расшифровывается и обрабатывается специальной
программой-интерпретатором. Но у интерпретируемых программ есть и свои преимущества,
главными из которых являются простота и быстрота написания. Две следующие разновидности
серверных программ, которые будут описаны, как раз будут интерпретируемыми.
Как уже говорилось,
активные серверные страницы — это обычные Web-страницы, включающие в себя особые
серверные сценарии, выполняемые самим Web-сервером или специальной серверной
программой (CGI-приложением или расширением Web-сервера). В частности, ASP
(Active Server Pages — активные серверные страницы), поддерживаемые Microsoft
Internet Information Server, и JSP (Java Server Pages — серверные страницы,
написанные на JavaScript), поддерживаемые рядом других Web-серверов, работают
именно таким образом. Серверные страницы ASP пишутся на языках JavaScript и
VBScript, a JSP — только на JavaScript.
Достоинства
активных серверных страниц вы уже знаете: легкость и быстрота написания и простота
отладки. Кроме того, поскольку активные серверные страницы -- это обычные Web-страницы
с "вкраплениями" программного кода, их написание легко освоят все,
кто знаком с HTML. Недостаток: относительная медлительность и повышенные требования
к системным ресурсам.
Серверные
сценарии подобны активным серверным страницам тем, что являются интерпретируемыми,
однако представляют собой "чистый" программный код, без HTML-''примесей".
Интерпретатор практически всегда представляет собой CGI-программу, однако ничто
не мешает разработать его в виде расширения Web-сервера. Сценарии обычно пишутся
на языке программирования Perl, специально предназначенном для обработки текста;
также используются языки Python, JavaScript, VBScript и даже (как говорят) язык
командных файлов MS-DOS. Фактически писать сценарии можно на любом языке программирования,
для которого есть интерпретатор.
Достоинства
и недостатки серверных сценариев те же, что у активных серверных страниц. Однако
сценарии потребляют исключительно много системных ресурсов, даже больше, чем
CGI-приложения. Ведь для обработки каждого набора данных пользователя запускается
своя копия интерпретатора, а интерпретатор, в свою очередь, расходует много
ресурсов на обработку сценария. И все же, несмотря на это, сценарии — самый
популярный способ создания серверных программ.
В табл. 15.1
приведены расширения файлов серверных программ.
Таблица
15.1. Расширения файлов серверных программ
Вид серверных
программ |
Подвид |
Расширение |
||
CGI-программы |
— |
exe |
||
Расширения Web-сервера |
ISAPI и NSAPI
Модули Apache |
dll Нет расширения |
||
Активные серверные
страницы |
ASP JSP |
asp jsp |
||
Язык Perl JavaScript
VBScript Другие языки |
pl, cgi js, cgi
vbs, cgi cgi |
|||
Вот мы и рассмотрели,
как Web-сервер обрабатывает (точнее, не обрабатывает) данные пользователя. Теперь
переместимся в начало цепочки и рассмотрим, как Web-обозреватель отправляет
данные пользователя серверной программе.
Как
Web-обозреватель отправляет введенные данные
В начале этой
главы мы говорили о том, что для сбора данных посетителя используются элементы
управления, помещаемые на самих Web-страницах. Это обычные элементы управления,
знакомые вам по приложениям Windows: поля ввода, кнопки, списки, флажки и пр.
Посетитель сайта вводит в них данные и нажимает особую кнопку, запускающую отправку
данных Web-серверу, а значит, и серверной программе.
Элементы управления,
предназначенные для ввода данных посетителя, помещаются в форму. Форма —
это особый элемент страницы, выполняющий собственно кодирование данных и
пересылку их Web-серверу. (Можно сказать, что форма является родителем для элементов
управления.) Сами же элементы управления только принимают данные от посетителя,
но не кодируют и не передают их.
Каждый элемент
управления, находящийся в форме, должен иметь уникальное имя. Эти имена используются
Web-обозревателем для того, чтобы представить введенные в форму данные в удобочитаемом
для серверной
Например:
name1 = Ivan
surname = Ivanovich name2 = Ivanov age = 30
Здесь мы рассмотрели
идеальный случай, когда значения каждого элемента управления содержат только
допустимые с точки зрения протокола HTTP символы: буквы латинского алфавита,
цифры, тире, подчеркивания и некоторые другие знаки. (Как вы помните, HTTP —
протокол передачи файлов, используемый Web-сервером.) Если же вы передаете данные,
содержащие недопустимые символы, скажем, пробелы или буквы русского алфавита,
каждый такой символ будет представлен в виде шестнадцатеричного кода, которому
предшествует знак процента, например, так (закодированные символы пробела выделены
полужирным шрифтом):
fullname=Ivan%20lvanovich%20Ivanov
age=30
Благодаря
такому формату данных написание обрабатывающих их серверных программ становится
очень простым. В частности, язык Perl имеет встроенные средства расшифровки
для этого формата.
Представленные
в вышеуказанном виде данные впоследствии кодируются с использованием одного
из предопределенных методов кодирования и отправляются по Сети серверной
программе. Всем этим фактически занимается форма (но не элементы управления).
Сам процесс
отправки данных начинается после того, как пользователь нажмет особую кнопку.
Эта кнопка носит название Отправить (Submit -в англоязычных программах)
и обязательно должна присутствовать в форме. Также в форме может присутствовать
кнопка Сброс (Reset), обнуляющая введенные пользователем данные. Как
правило, эти кнопки располагаются в самом низу формы.
Вы можете
считать, что форма — это некое подобие обычного диалогового окна Windows-приложения,
принимающего данные от пользователя, кодирующего их определенным образом и отсылающего
основному окну. (Диалоговые окна Windows-приложений также обязательно имеют
две кнопки: ОК и Отмена (Cancel).) Но если в случае обычного Windows-приложения
программист должен явно задать, как будут шифроваться и пересылаться данные,
в случае с Web-формой этого делать не нужно. Вам необходимо будет только задать
три обязательных параметра:
О методах
отправки данных мы поговорим чуть позже. А сейчас выясним все о двух других
обязательных параметрах формы.
Интернет-адрес
серверной программы очень похож на интернет-адрес любого другого файла, например
Web-страницы. Взгляните сами — так будет выглядеть адрес CGI-программы:
http: //www.
somesite. ru/bin/program.exe Так — адрес расширения Web-сервера: http: //www.somesite.ru/bin/extension.dll
Это — адрес активной серверной страницы:
http: //www.
somesite . ru/asps/active_page . asp
А это — адрес
программы-сценария, написанной на языке Perl:
http: //www.
somesite. ru/scripts/perl_script.pl
Как видите,
ничего сложного в этом нет. Серверная программа — обычный файл, помещенный на
жестких дисках серверного компьютера, и ссылка на него также не представляет
ничего особенного.
Для кодирования
передаваемых по Сети данных обычно используются три наиболее популярных метода:
application/x-www-form-urlencoded, multipart/form-data
и (значительно реже) text/plain. Возможно применение и других способов кодирования,
но в абсолютном большинстве случаев используются три перечисленных. Вдобавок
эти три метода кодирования поддерживаются большинством программ Web-обозревателей.
Примечание
Если вы
еще помните, что такое тип данных MIME, то, взглянув на приведенные выше названия
методов кодирования данных, сразу увидите, что это как раз типы MIME. Именно
с их помощью задаются методы кодирования.
В подавляющем
большинстве случаев используется метод кодирования application/x-www-form-uriencoded.
Кстати, именно он применяется по умолчанию, если метод кодирования не задан.
Метод кодирования multipart/form-data используется, если вы собираетесь отправить
на Web-сервер файлы; он обеспечивает соответствующее такому случаю преобразование
двоичных данных. Последний метод — text/plain -- представляет данные в виде
обычного текста, что может быть полезно, если данные формы будут отправляться
по электронной почте (иногда применяется и такой способ передачи данных).
Итак, с кодированием
данных разобрались. Остается выяснить, как же эти данные передаются по каналам
Сети.
Как вы уже
знаете, для пересылки данных по Интернету, да и по любой локальной или глобальной
компьютерной сети, используется особый набор .правил, называемый протоколом.
Протокол определяет, каким образом данные будут шифроваться и упаковываться
для последующей передачи по сети. Естественно, что и передающая, и принимающая
программы должны поддерживать один и тот же протокол, чтобы "понять"
друг друга. (Иначе возникнет так называемая несовместимость по протоколу передачи
данных, штука весьма неприятная.) Собственно, уже говорилось об интернет-протоколах
и повторяться сейчас нет смысла.
Также вы знаете,
что для пересылки по Сети Web-страниц и связанных с ними файлов (графических
изображений, звуков, архивов и т. п.) используется протокол HTTP. Он же применяется
и для передачи данных, причем для этого предусмотрены два метода передачи
данных. Оба способа широко используются в интернет-программировании и имеют
свои преимущества и недостатки. Давайте их рассмотрим.
Первый способ
носит название GET по значению соответствующего параметра формы. При
его использовании данные передаются как часть интернет-адреса в HTTP-запросе.
Как вы помните,
Web-обозреватель для того, чтобы получить от Web-сервера нужный ему файл, отправляет
этому серверу так называемый HTTP-запрос, включающий в себя интернет-адрес необходимого
файла. Так вот, данные могут быть переданы как часть этого адреса.
Возьмем, например,
такой набор данных, приведенный чуть выше:
name1 = Ivan
surname = Ivanovich name2 = Ivanov age = 30
Теперь подготовим
его для пересылки по методу GET (сами данные выделены полужирным шрифтом):
http://www.somesite.ru/bin/program.exe?name1=Ivan&surname2=Ivanovich&
name2=Ivanov&age=30
Как видите,
пересылаемые по методу GET данные помещаются в самый конец интернет-адреса и
отделяются от него вопросительным знаком. При этом пары "имя" = "значение"
отделяются друг от друга знаком "коммерческое и" ("&").
Все очень просто и наглядно.
Такая простота
и наглядность представления данных — основное преимущество метода GET. Как говорится,
все на виду. Также значительно упрощается отладка Web-страниц: поскольку передаваемый
Web-серверу адрес отображается в строке адреса Web-обозревателя, вы всегда сможете
увидеть, что именно было передано. (Однако, как вы понимаете, конфиденциальные
данные таким методом не передашь — их увидят все, кто стоит за вашей спиной.)
Часто создаются
Web-сайты, гиперссылки в которых организуется следующим образом:
http://www.mysite.ru/bin/choose.exe?chapter=3
Как видите,
фактически это ссылки на серверную программу, содержащие один параметр chapter
и его значение. Это значит, что все остальные страницы такого сайта формируются
серверной программой динамически, на основании полученных параметров. По такому
принципу очень часто строятся сайты-справочники, сайты-каталоги программ, электронные
магазины и другие сайты, содержащие большое количество классифицированной информации.
К несчастью,
метод GET обладает огромным недостатком: с его помощью невозможно передавать
большие объемы данных. Это происходит из-за ограничения, накладываемого стандартами
на длину интернет-адреса: не более 256 символов. Вычтите отсюда длину собственно
адреса серверной программы — и вы получите максимально допустимый размер ваших
данных. Второй недостаток метода GET - обратная сторона его достоинства. Данные,
пересылаемые им, открыты для всеобщего обозрения и могут быть легко прочитаны
в строке адреса Web-обозревателя.
Метод GET
стоит использовать, если пересылаемые серверной программе данные заведомо невелики
и не являются секретными. В частности, он используется для пересылки ключевых
слов поисковым машинам, в сайтах, построенных на основе серверной программы
(см. выше) и т. п. Если же вам нужно пересылать объемистые либо конфиденциальные
данные, используйте второй метод передачи, называемый POST.
Метод POST
передает данные серверной программе все в том же HTTP-запросе, но уже не
частью интернет-адреса, а в виде так называемых дополнительных данных. Поскольку
размер дополнительных данных не ограничен (по крайней мере, он может быть очень
велик), вы можете передавать все, что угодно, в каких угодно количествах. В
частности, именно этим способом Web-серверу могут передаваться даже файлы.
Достоинства
метода POST: отсутствие ограничения на объем передаваемых данных и "невидимость"
их. Недостатки: сложность расшифровки данных и трудность отладки. Методом POST
передаются, например, анкетные данные, адреса покупателей в электронных магазинах,
литературные произведения
на сайты http://www.stihi.ru и http://www.proza.ru
и т. п. В общем, то, что имеет большие объемы.
Как говорят,
комитет WWWC намерен вообще со временем отказаться от метода GET и все данные
передавать с помощью метода POST. Пока что метод GET просто объявлен не рекомендованным
для использования во вновь создаваемых сайтах, реально же он еще поддерживается
Web-обозревателями .
Вот мы и выяснили
все о серверных программах. Ну, может, не все, но пока нам этого достаточно.
Теперь поговорим о том, насколько полно все это поддерживается Dreamweaver MX.
Серверное
программирование — подход Dreamweaver
Трудно ли
писать серверные программы? Да, трудно. Вероятно, даже труднее, чем Web-страницы.
Однако вспомните,
часто ли нам приходилось писать HTML-код вручную? Совсем редко, не правда ли?
А все потому, что Dreamweaver заботливо оберегал нас от этого, предоставляя
удобный интерфейс для визуального создания страниц. Мы просто писали текст,
форматировали его, помещали на страницу изображения, таблицы, применяли к элементам
страницы поведения и т. п. Одним словом, чувствовали себя комфортно.
И неужели
нам теперь придется писать серверные программы вручную?! Нет, совсем не обязательно.
Уже упоминалось,
что Dreamweaver предоставляет неопытным пользователям и вообще тем, кто не хочет
иметь дела с JavaScript-кодом, так называемые поведения. Поведение —
это уже готовый сценарий, написанный профессиональными программистами и помещаемый
в код Web-страницы самим Dreamweaver после того, как пользователь выберет это
поведение в меню поведений панели Behaviors. Пользователю не надо заботиться
о том, что в определенное место кода страницы необходимо поместить сценарий,
выполняющий то или иное действие, ему не нужно будет проверять этот сценарий
на наличие ошибок и согласовывать его с другими сценариями. Все это за него
делает Dreamweaver.
Но Dreamweaver
идет дальше. Он предлагает поведения не только для клиентских, но и для серверных
сценариев. Так что вы можете создавать с его помощью не только статические,
но и динамические серверные страницы.
В самом деле,
набор операций, применяемых в серверном программировании, очень невелик. Открыть
базу данных, получить из нее какие-то данные, вывести их на странице, записать
новые данные — что еще нужно!
Конечно, если
вы хотите реализовать какие-то хитроумные действия, вам придется писать серверные
страницы "врукопашную". Но, согласитесь, такое бывает нечасто.
Итак, мы выяснили
две вещи. Во-первых, Dreamweaver MX поддерживает создание серверных Web-страниц.
Во-вторых, для помещения в них сценариев используются хорошо знакомые вам поведения.
Dreamweaver предлагает большой набор поведений для серверных сценариев, которых
вам хватит на первых порах.
Осталось выяснить,
какие именно серверные страницы позволяет создавать Dreamweaver. Точнее, какие
технологии создания серверных страниц он позволяет использовать. Таких технологий
четыре, и сейчас они будут перечислены.
Какую же из
них выбрать? Ведь нам надо будет создавать примеры Web-страниц.
Давайте выберем
ASP. И вот почему.
Для того чтобы
работать с серверными страницами, нам понадобится Web-сервер. Без него серверные
страницы просто не будут работать. А, возможно, вы знаете, что со всеми более-менее
новыми версиями Windows поставляется небольшой Web-сервер. В системах Windows
95/98/ME это Personal Web Server, а в Windows NT/2000/XP — Internet Information
Server. Его возможностей нам вполне хватит для экспериментов с серверным программированием.
Так вот, этот
Web-сервер полноценно поддерживает технологию ASP. Вы можете писать активные
серверные страницы и выполнять их под ним. И вам не придется загружать никаких
дополнительных компонентов — все, что вам нужно, уже включено в состав дистрибутивного
комплекта Windows. Вот поэтому и был выбран ASP.
Технологию
ASP.NET пока что не поддерживает практически ни один Web-сервер; фирма Microsoft
пока что не выпустила ни один продукт с поддержкой этой технологии. Для работы
с PHP-страницами вам придется искать и загружать по Сети довольно большой дистрибутивный
комплект, содержащий обработчик РНР, а потом долго его настраивать. Что касается
технологии ColdFusion, то вряд ли вы в состоянии выложить за нее несколько тысяч
долларов. Так что вариантов у нас практически нет.
Последнее,
что мы рассмотрим в данной главе, — это базы данных и работу с ними. Поскольку
львиная доля серверных программ работает именно с базами данных, нам эти знания
очень пригодятся. Конечно, мы не будем рассматривать все технологии баз данных
во всех подробностях, а, как и раньше, ограничимся кратким ликбезом. Вы сами
можете поискать нужные книги и тексты в Сети, если заинтересуетесь этим.
Что такое
база данных? Ничего особенного, обычный файл или группа файлов, содержащих
данные, организованные особым образом. Если база данных состоит из множества
файлов, она все равно остается единым целым. Данные, содержащиеся в базе, обрабатываются
при помощи особой программы, называемой процессором баз данных. Процессор
баз данных может быть как совершенно отдельной программой, работающей на том
же компьютере, что и использующая данные программа, так и входить в ее состав.
Базы данных
могут быть организованы по-разному. Но подавляющее большинство баз данных, эксплуатируемых
в настоящее время, являются реляционными. Данные в таких базах организуются
в виде таблиц. Каждая такая база данных может включать в себя одну или большее
количество таблиц; сложные базы данных, как правило, имеют много таблиц, связанных
между собой.
Каждая таблица
в свою очередь состоит из набора строк, разделенных на ячейки, причем в каждой
ячейке содержатся данные определенного типа: текст, числа, логические величины,
даты и т. д. Строки таблиц баз данных называются записями, а ячейки,
на которые делится каждая запись, — полями. Как уже говорилось, каждое
поле имеет определенный тип и обязательно снабжено именем, по которому
программа, работающая с данными, и осуществляет доступ к этому полю.
На рис. 15.1
приведен пример такой таблицы. Как видите, эта таблица имеет три поля:
Кроме того,
эта таблица имеет четыре записи, соответствующие технологиям, поддерживаемым
Dreamweaver MX: ASP, ASP.NET, PHP и ColdFusion.
Очень часто
одно из полей таблицы делается ключевым. Значение ключевого поля используется
для однозначной идентификации какой-либо записи. Разумеется, ключевые поля всех
записей таблицы должны в этом случае содержать уникальные значения. Иногда ключевое
поле называется полем счетчика.
NAME |
PRICE |
USING |
||
ASP |
0 |
+ |
||
ASP. NET |
0 |
- |
||
PHP |
0 |
+ |
||
ColdFusion |
2000 |
+ |
||
Рис.
15.1. Пример таблицы, входящей в базу данных
Как получить
доступ к отдельному полю, вы уже знаете, — по его имени. А как получить доступ
к нужной записи?
Дело в том,
что в один момент времени программа, использующая данные базы, может работать
только с одной записью, называемой текущей. Она может извлекать данные
из полей этой записи и, возможно, изменять их. Но чтобы получить данные другой
записи, программа должна выполнить команду перемещения. При этом процессор баз
данных перемещает особый указатель текущей записи на нужную запись, и
программа получает возможность работать с ней.
Также программа
может использовать поиск нужной записи по какому-либо критерию. Очень
часто такой поиск выполняется по значению ключевого поля.
Также программа
имеет возможность добавлять новые и удалять ненужные записи таблицы. Чтобы добавить
новую запись, программа выполняет команду добавления записи и заносит в ее поля
необходимые данные. Чтобы удалить запись, программа сначала должна сделать ее
текущей, а потом выполнить команду удаления.
В общем случае,
последовательность работы с данными, содержащимися в базе, выглядит так:
Учтите, что
две последние операции — закрытие таблицы и базы данных -выполнять так же необходимо,
как и открытие. Дело в том, что набор записей и прочие структуры данных, формируемые
процессором в памяти для программы, работающей с данными, отнимают много системных
ресурсов. Поэтому, как только вы закончили работу с таблицей или базой данных,
сразу же закройте ее, чтобы освободить ресурсы для других пользователей.
В последнее
время большую популярность- приобрели серверы баз данных. Это обычные
процессоры данных, но реализованные в виде серверных программ и работающие на
серверных компьютерах. Их преимущества перед обычными процессорами данных:
Чтобы получить
доступ к серверу баз данных и самим данным, клиентская программа посылает ему
особые команды. Для составления таких команд был разработан язык описания запросов
SQL (Structured Query Language -язык структурированных запросов). С помощью
команд, составленных на этом языке, клиентская программа может открыть нужную
таблицу, считать данные, добавить, изменить, удалить запись и, в конечном счете,
закрыть базу данных, когда нужда в ней отпадет.
Серверы баз
данных применяются сейчас очень часто, а в Web-программировании — почти повсеместно.
К наиболее популярным можно отнести Oracle, Microsoft SQL Server, Sybase, мощнейший
IBM DB2, Borland InterBase (в России он продается под названием IBase), набирающий
популярность PostgressSQL и бесплатный сервер MySQL, распространяющийся с открытыми
исходными текстами. Последний сервер, кстати, очень часто используется в связке
с Web-сервером Apache и технологией серверных страниц РНР.
На этом рассказ
о базах данных и о серверном программировании можно считать законченным.
Уже говорилось, что отправку данных серверной программе выполняют особые элементы Web-страниц — формы. Именно о формах и о работе с ними в Dreamweaver мы с вами будем говорить в следующей главе. А уже потом перейдем собственно к серверному программированию.