Этот сайт - часть системы сайтов для начинающих веб-мастеров
|
Чтобы выяснить,
что же такое пассивная реклама сайта, нам придется поговорить о поисковых
машинах — особых Web-сайтах, предназначенных для поиска информации в Интернете.
Если вы давно во Всемирной паутине, то знаете, что такое поисковая машина и
как ей пользоваться. Для тех из вас, кто пока не так искушен в сетевых реалиях,
предлагается небольшой ликбез.
А для этого
придется углубиться в древнюю историю Интернета...
Итак, мысленно
перенесемся в 1989 год. После создания языка HTML Сеть, а именно, та, что стали
называть Всемирной паутиной WWW, стала расти как на дрожжах. Сначала Сетью пользовались,
в основном, ученые, а значит, информация туда выкладывалась большей частью серьезная,
небольшими частями, и найти ее было несложно. Некоторые из старых интернетчиков
называют это время "золотым веком" Сети. Что ж, может, они и правы...
Но только отчасти.
Впоследствии
произошло то, чего одни ждали с нетерпением, а другие -с ужасом. Сеть перестала
быть пристанищем ТОЛЬКО ученого люда. В нее пришли сначала всяческого рода маргиналы,
жаждущие общения, потом -компьютерщики, а в самое последнее время — обыватели,
занятые в "некомпьютерных" областях человеческой деятельности. Сеть
стала огромной, качество (в смысле, достоверность) выкладываемой в нее информации
катастрофически снизилось, а поиск нужной информации среди тонн электронного
хлама стал представлять серьезную проблему.
Эту проблему
надо было как-то решать. И ее решили, когда Сеть набрала достаточный объем.
В 1995 году
несколько американских студентов решили объединить свои коллекции полезных интернет-ссылок
в своего рода базу данных, которой мог бы пользоваться каждый. При этом база
данных содержала и сами адреса Web-страниц, и их описания, и набор ключевых
слов — особых слов, однозначно описывающих содержимое каждой страницы (например,
для музыкальных сайтов такими словами будут "музыка", "МРЗ",
"аудио" и т. п.). Потом они написали специальную программу, осуществляющую
поиск адреса по набранному в поле ввода слову и выдающую результат в виде Web-страницы
с набором найденных ссылок. Кроме того, они написали еще одну
программу, сканирующую Сеть в поисках новых Web-страниц и заносящую новые адреса
в базу данных; сейчас такую программу называют поисковым агентом, поисковым
роботом, или, в шутку, "пауком". Так возникла первая поисковая
машина "Yahoo!"http://www.yahoo.com,
получившая огромнейшую популярность и существующая до сих пор.
Задумка оказалась
настолько удачной, что породила волну подражаний. Поисковые машины плодились,
как грибы после дождя. Сейчас их существует столько, что список даже более-менее
крупных из них занял бы несколько страниц убористого текста. Ограничимся только
несколькими (табл. 14.1).
Таблица
14.1. Популярнейшие поисковые машины
Зарубежные/
отечественные |
Название |
Интернет-адрес |
||
Зарубежные |
Yahoo! |
|||
Отечественные |
Апорт |
|||
Поисковые
машины делятся на две большие группы, отличающиеся принципом работы - на классические
поисковые машины и каталоги ссылок. Сейчас мы их рассмотрим.
Классическая
поисковая машина (поисковик) — это, грубо говоря, база данных ссылок плюс
программа поиска. Это поисковая машина в чистом виде. Она занимается тем, что
хранит адреса Web-страниц в базе данных и выдает пользователям результаты поиска
по ключевым словам. При этом она работает полностью в автоматическом режиме:
сама находит и заносит в базу данных новые Web-страницы, сама формирует их описания
и наборы ключевых слов, сама обновляет адреса уже существующих страниц, если
они изменились, и их описания.
Присутствие
пресловутого "человеческого фактора" в работе классических поисковиков
минимально. (Хотя, разработчик может заложить в программу - агента
и программу поиска какие-то свои наработки в плане оптимизации поиска, но на
этом влияние человека на машину заканчивается.)
Также в базах
данных поисковиков отсутствует какая-либо систематизация результатов их бесконечного
поиска. Они работают по принципу "вали валом — потом разберем". (За
тем исключением, что это "потом" никогда не наступит.) Они просто
собирают адреса, автоматически формируют описание и набор ключевых слов и "валят"
это в свою базу данных. Они могут лишь искать и регистрировать, потому что они
— только программы. Способность же анализировать и систематизировать доступна
исключительно человеку.
Каталоги
ссылок базируются совсем на другом принципе. Во-первых, они пополняются
не роботами, а людьми; люди заносят в них адреса и описания страниц и наборы
ключевых слов для поиска. Во-вторых, ссылки в их базах данных жестко систематизированы
и разбиты по разделам и подразделам. В-третьих, в каталог допускаются далеко
не все страницы, а только те. которые действительно содержат что-то полезное.
Как же выглядит
процесс занесения новой ссылки в каталог? Давайте распишем его по шагам.
Недостатками
каталогов являются медленная работа и неполный охват Сети. Люди-модераторы работают
значительно медленнее программы, осуществляющей поиск страниц в Сети, поэтому
процесс добавления данных о новом сайте в базу каталога может затянуться надолго.
К тому же, люди часто ошибаются. Далее, из-за такой достаточно жесткой цензуры
новых поступлений может оказаться, что каких-то сайтов или страниц в базе данных
каталога нет, т. к. модератор их почему-то забраковал.
В настоящее
время классические поисковые машины и каталоги в чистом виде очень редко встречаются.
Абсолютное большинство современных поисковых машин используют оба этих подхода,
т. е. содержат и классический поисковик, и каталог ссылок. Таким образом, они
комбинируют достоинства и обходят недостатки этих двух разновидностей поисковых
машин.
И все же,
несмотря на обилие поисковых машин обоих типов поиск в Интернете — задача чрезвычайно
сложная. Особенно она осложняется, если вам нужно найти что-то редкое или очень
конкретное. Существует даже такая профессия — искатель информации в Интернете,
профессия достаточно редкая, требующая, в основном, интуиции и поэтому хорошо
оплачиваемая. Это даже не профессия — это призвание, как, например, музыкант
или писатель.
Ну ладно.
Оставим в покое каталоги (с ними все ясно) и подробнее поговорим о классических
поисковиках. Точнее, о программах-агентах, осуществляющих поиск новых Web-страниц.
Давайте выясним, как они работают.